Когда человек думает об итальянской моде, он сразу же вспоминает дизайнеров, прославивших Италию на весь мир, и вспоминает такие понятия, как класс, изысканность и мастерство. Среди дизайнеров подавляющее большинство имен – итальянские.
Итальянские модные компании, начиная с Prada, одного из итальянских брендов высокой моды, который лучше всего зарекомендовалb себя как международный эталонный бренд на международном уровне.
«Prada» – это икона класса и элегантности, итальянского производства и стиля, и «носить Prada» явление вне времени. В «Prada» есть то сочетание инноваций и традиций, которое делает бренд привлекательным для всех категорий потребителей. За последние 20 лет «Prada» стала одним из самых важных брендов в индустрии роскоши. Он признан во всем мире как бренд, характеризующийся высоким качеством и культурным фоном, который побуждает его выходить во многие области, помимо исключительно моды. В 2023 году «Prada» заняла первое место в «The Lyst Index» (ежеквартальный рейтинг самых популярных брендов и товаров в сфере моды)
[1], в том числе благодаря коллаборации с «NASA», что было первым партнерством между итальянским модным домом и коммерческой космической компанией
[2].
История «Prada» начинается в 1913 году, когда Марио Прада вместе со своим братом Мартино открывает в Милане, в галерее Дуомо, очень элегантный бутик. На вывеске магазина написано «Братья Прада» (“Fratelli Prada”). На витрине магазина были чемоданы, сундуки, дорожные, вечерние сумки, палочки и шкатулки для драгоценностей. Все было ручной работы и из кожи любого животного: слона, крокодила, змеи, моржа и т. д. Тогда были доступны дизайнерские предметы из керамики, фарфора, часов, серебра, хрусталя. Настоящее разнообразие предметов в маленьком бутике сделает его известным в высшем свете всего за шесть лет.
Фактически, в 1919 году, в конце Первой Мировой Войны, история «Prada» кардинально меняется. Магазин становится официальным поставщиком королевского дома Савойи. Роль большого престижа вскоре получат колоссальное количество, состоящих из больших миланских и европейских.
Марио Прада, активист католической акции, при фашистком режиме принес секретные документы Дону Луиджи Стурцо, преследуемому тогдашней властью. Из этого следует, что в начале бизнеса изготавливались сумки с набором секретных отсеков и карманов, предназначенных для хранения документов, которые не должны были быть найдены.
Во время Второй мировой войны «Prada» теряет свое положение и свои активы: не удалось реализовать идею открытия третьего магазина в Риме, а второй магазин, на via Manzoni в Милане, закрывается. Именно в эти годы «Prada» меняет свое направление, становится немного популярнее, а ее продукцию покупает буржуазный класс. С расширением целевой аудитории маленький роскошный бутик восстанавливается, не без серьезных потерь.
Успех вернется к бренду только в 1977 году, когда компания перейдет в руки племянницы Марио Миуччи. Выпускница политологии миланского государственного университета, после борьбы за права женщин в Милане 1970-х годов, Миучча превратила компанию в мирового гиганта роскоши. В 1985 году Миучча разработает классический и элегантный рюкзак из черного нейлона, который станет иконой стиля. В 1988 году состоялся первый показ. Наконец, в 1992 году основан бренд «Miu Miu», с которым Миучча будет распространять очень экспериментальные и современные женские одежды, предназначенные для молодой аудитории. Тема всегда одна и та же: революция и подрыв правил.
Также благодаря маркетинговым навыкам генерального директора Патрицио Бертелли, «Prada» вскоре начинает строить конгломерат роскоши: бренд приобретет право собственности на самые важные бренды того времени, такие как «Helmut Lang», «Fendi», «Car Shoe», «Santacroce» и т. д. В июне 2011 года он выходит на фондовую биржу Гонконгской фондовой биржи, и бренд распространяется по всему миру.
Сегодня портфель брендов «Prada Group» содержит четыре бренда: «Prada», «Miu Miu», «Chruch'S» и «Car Shoe», что сделало его одним из самых важных, стильных и известных брендов моды и моды в мире.
«Miu Miu» составляет конкуренцию «Prada», «братскому» дому моды – в 1 квартале 2023 года оно занимало 2 место, уступая только «Prada»
[3], а уже в третьем квартале «Miu Miu» заняло верхнюю строчку («Prada» оказался на 3 месте)
[4].
Стремительный рост бренда, открытого не так давно, в 1992 году, связан с его успехом в 2022 году. Дизайнер фокусируется в основном на уникальных женских моделях с сильным культовым подтекстом, подчеркивая шикарную эстетику, не отказываясь от нотки юмора. Таким образом, бренд, основанный женщиной, полностью посвящен женщинам, подслащивая их энергию, подчеркивая их сильные провокационные и современные личности. Девиз: раскрыть творческий потенциал, экспериментировать и удивлять.
Бунтарский и феминистский дух проявляется уже в самом начале бренда, в первом показе мод, украшенном кожаными куртками с бахромой, юбками в стиле коровьего шитья и видением, которое является чувственным, невинным и гламурным в одно и то же время. Дух, который остался неизменным даже тридцать лет спустя, когда произошел настоящий подвиг бренда. Согласно статистике, в 2022 году бренд зарегистрировал рост поисковых запросов на 49% по сравнению с прошлым годом. Значительная цифра, полученная путем сложения онлайн-поиска, продаж и социальных с более чем 2000 миллионами пользователей
[5].
Двумя самыми важными пунктами 2022 года, а именно длины микро и настоящим бумом «balletcore» (когда инвентарь балерин вошел в список самых востребованных товаров для покупателей), был ознаменован последующий успех
[6].
Мини-юбка появилась на рынке во время модного показа весна/лето 2022, и стала «вирусной» всего за несколько дней благодаря активности социальных сетей и вкладу различных личностей, за которыми следят на всех континентах, включая Кьяру Ферраньи, Хейли Бибер. Тренд на кроп и микро, появившийся в прошлом сезоне и усиленный за последние несколько месяцев юбками и брюками с заниженной талией, которые способствовали созданию более свободного и строго гендерного типа образа, обладающего большой привлекательностью и притягательностью, также помог поддержать эту тенденцию. Помимо юбки и брюк, на Олимп трендов бренд Miu Miu вознесли балетки, ультрасовременные и, прежде всего, уважающие традиции, способные объединить самые священные искусства с уличным стилем.
Чуть позже, в 2023 году, бренд «Prada» представляет противоположную концепцию: Миучча Прада и Раф Симонс, в этот раз привнесли на подиум новое ощущение женственности, представленное в абсолютно нонконформистском образе. Эстетика брутализма, линейность, легкий шелк в контрасте со строгой кожей, «офисные» оттенки в сочетании с красными и грязно-небесно-голубыми оттенками – все это несет не только эстетический, но и чисто политический контекст: женщина, предложенная Prada, выделяется из толпы тем, что она нестандартна, не выставляем на подиум все лишнее или запредельное. Бунт против канонов: на подиуме были порванные юбки-полусапожки, грубые необработанные подолы, что отражало посыл защиты и восстания против навязанной системы концепции совершенства
[7].
Связь Италии с феноменом «Made in Italy» имеет сложную историю. Так, в 2010 году была запущена коллекция «Prada Made In», в которой были представлены тканые клетчатые килты под маркой «Prada Made in Scotland» и трикотажные изделия ручной работы из шерсти альпак – под маркой «Prada Made in Peru». Таким действием, бренд заявил о неважности для него товарного знака «Made in Italy», чтобы подготовить к продаже 423 миллиона акций, в результате чего вскрылось бы наличие у бренда производств в Китае, Турции, Вьетнаме, Румынии
[8]. Тем не менее, к 2024 году приверженность «Prada» к товарному знаку «Made in Italy» набирает новые обороты из-за некоторых факторов:
1) Трикотажная фабрика «Prada Group» в Италии привлекла внимание, благодаря своим инновациям и следованию концепции устойчивого развития;
2) Инвестиции модного конгломерата в модернизацию и реорганизацию своей производственной структуры;
3) Академия «Prada Group Academy» инициировала учебные программы для молодых ремесленников своей страны
[9].
[1] The Lyst Index. Fashion’s Hottest Brands and Products Q4 2023. URL:
https://www.lyst.com/data/the-lyst-index/q423/ (дата обращения: 27.03.2024).
[2] Prada Axiom // PRADA. URL:
https://www.prada.com/us/en/pradasphere/special-projects/2023/prada-axiom.html (дата обращения: 27.03.2024).
[3] The Lyst Index: Fashion’s Hottest Brands and Products Q1 2023 // The List. URL:
https://www.lyst.com/data/the-lyst-index/q123/ (дата обращения: 27.03.2024).
[4] The Lyst Index – Fashion’s Hottest Brands and Products Q3 2023 // The List. URL:
https://www.lyst.com/data/the-lyst-index/q323/ (дата обращения: 27.03.2024).
[5]Storia di Miu Miu,brand di tendenza ecco perchè eletto top 2022 // Life and people. URL:
https://www.lifeandpeople.it/2022/12/01/storia-miu-miu-top-brand-2022-miuccia-prada-origine-nome-personalita-tendenza/ (дата обращения: 29.05.2024).
[6] Balletcore: How to wear the star trend for 2023 / HÉLOÏSE SALESSY // Vogue France. URL:
https://www.vogue.fr/fashion/article/balletcore-trend (дата обращения: 29.05.2024).
[7] Prada una moda anti conformista Primavera Estate SS 2023 // Life and People. URL:
https://www.lifeandpeople.it/2022/09/22/sfilata-prada-collezione-moda-vestiti-primavera-estate-ss-2023/ (дата обращения: 29.05.2024).
[8] «Made in Italy? Who cares!» Prada’s new economic geography // Geoforum. 2014, vol. 54. P. 1–9.
[9] Prada Group bolsters ‘Made in Italy’ production // Jing Daily. URL:
https://jingdaily.com/posts/prada-group-bolsters-made-in-italy-production (дата обращения: 29.05.2024).